РЕПОРТАЖ: Парк инновационного периода: как строят «Великий камень»

Индустриальный парк «Великий камень» — один из мегапроектов современной Беларуси. Еще десять лет назад, когда озвучивали идею о его создании, здесь был только лес. Сегодня первые заводы уже выпускают продукцию, в парке тестируют беспилотный транспорт и 5G, инвесторы получают беспрецедентные для региона льготы.

С чего все начиналось, рассказывает глава администрации Китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень» Александр Ярошенко. Идея создания платформы инвестиционного взаимодействия Беларуси и Китая появилась в 2010 году. Первый камень в строительство заложили в 2014 году, еще через год первые резиденты получили свидетельства о регистрации. Официально днем рождения «Великого камня» считается 12 мая 2015 года, когда парк посетили лидеры Беларуси и КНР.

Первое здание здесь построил акционер «Великого камня» «Чайна Мерчантс Групп».

Название парку дала деревня Великий камень, на территории которой он и расположен. Зону первоочередного освоения в 850 га обустроили в рекордные сроки с опережением графика на один год. «За четыре года мы построили все инфраструктурные элементы, было вложено около $260 млн. Дороги, коммуникации — все изначально создавалось как для большого города. Тем самым мы создали предпосылки для прихода инвесторов», — говорит Александр Ярошенко.

Главным итогом работы за эти годы глава администрации «Великого камня» называет регистрацию 62 резидентов из 15 стран. «Европейский союз, США, Россия, Швейцария, Израиль, ОАЭ — география широкая, это говорит о том, что проект состоялся как международный, в который может прийти инвестор из любой страны. 22 резидента из 62 уже построили заводы и начали выпускать продукцию, оказывать услуги и вести научно-исследовательские разработки. Парк уже узнаваем, он становится образцовым проектом «Пояса и пути», — поясняет он.

Уникальность индустриального парка в том, что здесь построили особую экономическую зону, многие льготы применяются только на этой территории. Инвесторов привлекают налоговыми и таможенными преференциями, послаблениями на этапе строительства и выпуска продукции.

Всемирная федерация свободных и специальных экономических зон (FEMOZA) признала в 2019 году «Великий камень» самой быстроразвивающейся особой экономической зоной в мире. Лучшим проектом инициативы «Пояс и путь» в Центральной и Восточной Европе парк назвало издание Asiamoney. Financial Times включило «Великий камень» в две номинации рейтинга свободных экономических зон FDi Free Zones of the Year 2019.

«Великий камень» изначально был ориентирован на высокие технологии и инновации. «В приоритете было определить отрасли, которые составляли бы будущее нашего развития экономики. Проекты, которые уже реализованы, подтверждают перспективность выбранных нами направлений — это электроника, новые материалы, машиностроение, биотехнологии и фармацевтика», — поясняет Александр Ярошенко.

Первым здесь начало выпускать продукцию ООО «Чэнду Синьджу Шелковый Путь Развитие» — суперконденсаторы для электробусов. Предприятие «МАЗ-Вейчай» производит двигатели Евро-5 и Евро-6, востребованные у МАЗа. В этом году достроят завод по выпуску коробок передач, и это тоже продукция, которую раньше в Беларуси не делали. Корпорация «Зумлион» тоже завершает строительство завода строительной техники. Американский резидент IPG Photonics Corporation выпускает лазерное оборудование.

Здесь уже открылся самый большой в стране торгово-выставочный центр почти на 22 тыс. кв.м.

В парке завершается строительство инновационного центра в области коммерциализации научно-технических достижений, который возводится за счет технико-экономической помощи КНР. Здание в форме знака бесконечности станет «песочницей» для стартапов.

«Здесь будут создаваться условия для генерирования идей, которые в парке могут реализовать инвесторы из любой страны. Проект может быть поддержан и технически (выделением земли), и финансово, потому что уже создан пул заинтересованных инвесторов. Они готовы выделять деньги под идеи, которые в будущем дадут серьезный прорыв в технологиях и инновациях», — поясняет Александр Ярошенко.

Глава администрации признает, что пандемия повлияла на работу парка, хотя и в этих условиях были зарегистрированы новые резиденты. Что интересно — четыре из семи новых компаний связаны как раз со сферой здравоохранения. Например, резидент из Чехии займется выпуском инновационных эндопротезов, которые востребованы на рынке. Еще 17 перспективных проектов — в разработке.

В парке впервые в Беларуси был протестирован беспилотный транспорт. Образец произведен в Китае, но в самом «Великом камне» тоже хотят заниматься выпуском беспилотного и электрического транспорта. В парке уже есть бесплатная зарядка для электромобилей.

По словам Александра Ярошенко, в парке по сути переняли опыт безбарьерной административной среды. Здесь создана «Одна станция», и все административные процедуры можно пройти прямо в парке. «Вещи, которые действуют только у нас, — «Одна станция», право частной собственности на землю, стабилизационная оговорка (о неухудшении в течение 10 лет условий деятельности. — Прим. БЕЛТА)», — поясняет он.

«Одна станция» выполняет функции координационного центра в «Великом камне». Резидентам доступны все административные процедуры на территории самого парка. Принцип работы очень схож с «одним окном» и с аналогичными сервисами в других странах. Ключевое отличие в том, что в «Одну станцию» представители госорганов прибывают по запросу и оказывают необходимые процедуры и услуги в парке. Многие решения принимаются в тот же день.

В «Великом камне» с интересом изучают опыт других свободных экономических зон и индустриальных парков. «Понятно, что мы ни в коем случае не должны отставать, а лучше — чтобы опережали другие зарубежные парки с точки зрения законодательства. Но я считаю, что все эти моменты должны быть в комплексе. Серьезный толчок для инвесторов дают успешные истории уже реализовавших проекты резидентов. Очень важна команда менеджеров, которая работает с потенциальными инвесторами и занимается развитием парка», — считает Александр Ярошенко.

«Великий камень» находится в непосредственной близости от Минска и транспортного коридора Москва — Берлин, к его территории примыкает Национальный аэропорт. Это самый крупный в Беларуси проект инициативы «Пояс и путь». Впрочем, интерес к логистическим возможностям парка есть не только у Китая, автора идей Шелкового пути. В 2018 году акционером СЗАО «Компания по развитию индустриального парка» стал крупнейший речной порт Европы Дуйсбург.

Этот порт, китайская корпорация «Чайна Мерчантс Групп», Белорусская железная дорога и швейцарская компания «Хупак Интермодал СА» создают консорциум для строительства международного мультимодального терминала. Там будут обрабатывать грузы, следующие из Китая в Европу и в обратном направлении. Строительство терминала начнется в 2020 году, это будет один из ключевых проектов для парка. Белорусская сторона уже начала строить железнодорожную ветку для связи терминала с общереспубликанской сетью железных дорог.

«Глава государства принял решение по строительству скоростного железнодорожного транспортного сообщения между Минском и Национальным аэропортом через «Великий камень». Это дает нашим инвесторам новые возможности с точки зрения привлечения трудовых ресурсов, ведь в основном на новые рабочие места люди будут добираться из Минска», — отмечает глава администрации парка. Не исключено, что в перспективе здесь появится и скоростной трамвай.

Впрочем, не всем работникам парка приходится добираться из других городов. Некоторые сотрудники уже осваиваются в первом жилом доме «Великого камня» с панорамными окнами. Здесь 156 квартир с чистовой отделкой, техникой и мебелью. На первом этаже — магазин, медпункт, почта.

В развитие производств и инфраструктуры «Великого камня» уже вложено почти $584 млн. «Китайские партнеры нацеливают, чтобы активнее развивалась социальная инфраструктура — жилье, торговля, объекты общепита. Кстати, к нам обратилась сеть быстрого питания, и ей дали разрешение на проектирование точки. Конечно, будет не только один жилой дом, а целый квартал, построят детский сад, школу, поликлинику. Это здания, которые уже проектируются», — перечисляет Александр Ярошенко.

В перспективе здесь могут жить больше 130 тыс. человек, и это будет не просто индустриальный парк, а город будущего, рассчитывают в «Великом камне». Первый жилой комплекс умного, экологически чистого и комфортного для жизни города хотят построить до 2025 года.

22.07.2020.

На основе материалов БЕЛТА: https://www.belta.by/economics/view/reportazh-park-innovatsionnogo-perioda-kak-strojat-velikij-kamen-399524-2020/

Поделиться

Добавить комментарий