РЕПОРТАЖ: «Нажнем копачак як на небе зорачак»: как зажинали первый сноп в Могилевском районе

Как для наших предков, так и для современных людей, особенно занятых работой в сельском хозяйстве, страда — самая горячая и волнительная пора. Ведь от того, как пройдет уборочная, будет зависеть благосостояние и продовольственная безопасность каждого жителя нашей страны. Ежегодно перед началом уборочной кампании в Могилевском районе первыми в поле выходят женщины с серпами — доставшийся нам от предков обряд «Зажинки» актуален и поныне. Корреспонденты БЕЛТА отправились на поля неподалеку от агрогородка Полыковичи Могилевского района, чтобы продолжить знакомство с народными традициями и обрядами.

«Все народные праздники и обряды связаны между собой. 15 февраля женщины собирались в одном из домов и делали громничную свечу-оберег от злых духов. Считается, что такая свеча оберегает домашнюю скотину, дом от гроз и посевы от бед, — напоминает заведующая Полыковичским СДК Татьяна Жигалина. — А уже летом, перед началом уборки зерновых, женщины брали эту свечу-оберег, икону, хлеб и соль и шли к полю просить благословения на уборку, благодарить за урожай. Считалось, что так можно отвести все беды от урожая. Ведь если будет хлеб — бед знать не будешь. Так начинались «Зажинки».

На «Зажинки» собираются женщины разных возрастов — от самой старшей до самой молодой. «Сначала землю-матушку нужно поблагодарить за урожай — хлебом и солью, низким поклоном. После этого в поле выходила самая старшая женщина в роду, она и зажинала первый сноп — его не молотили, а сохраняли до следующего года. Это считалось и оберегом, и символом хорошего урожая. Этот сноп передавали хозяину дома, откуда женщина. Он стоял до Первой Пречистой 28 августа (Успение Пресвятой Богородицы) у иконы в доме. Позже его зерно освящали в церкви. Если дома кто-то начинал болеть, ему в еду добавляли эти зерна. Считалось, что это поможет выздороветь. Соломой же кормили скотину, чтобы та не болела. А еще добавляли зерно первого снопа на следующий год в засевки, чтобы земля уродила», — отметила Татьяна Жигалина.

«Ой накосiм, нажнем копачак
як на небе зорачак!»

Сегодня первой в поле вышла Мария Степановна Чмырева, которой 91 год. «Я когда маленькая была, помогала маме в поле. Видела, что и как делали старшие. Так и запомнила все это. Потом была война, стало уже не до обрядов. А после восстанавливали все, работали, свои семьи создавали. Конечно, что-то уже и подзабылось, но вот молодые наши помогают вспоминать, а что-то мы им рассказываем. Детям своим и внукам всю свою жизнь рассказала, про все праздники, какие отмечали. Теперь их очередь хранить эти знания и передавать дальше, чтобы не забылось», — поделилась Мария Степановна.

«Жнеце, жнеце жыцейка,
Жнеце, жнеце, не пажнеце!»

Среди самых старших — Анна Сергеевна Катульская. Женщина поделилась, что хоть из-за возраста и тяжело иногда бывает, но во всех праздниках старается участвовать. «Такой была наша жизнь тогда. Много работали, верили, что все будет получаться. Сейчас все поменялось: в полях вон какая техника на уборочной работает, а тогда все руками. Но хорошо, что обычаи наших бабушек и прабабушек продолжают жить. Молодежи стараюсь рассказывать, что помню, да и всем своим родным тоже. Им оберегать это — ведь из таких вот обрядов и складывается необычная белорусская культура», — отметила Анна Сергеевна.

Свой второй сноп Анна Сергеевна повязала на пояс, чтобы во время полевых работ спина не болела. «Работать-то руками надо и наклонившись, а это тяжело, особенно в старшем возрасте. А так просишь сил у жита», — добавила женщина.

После того как старшие женщины зажали свои снопы, в поле вышли остальные. «Молодые девушки, особенно те, которые готовились к беременности, брали с собой на «Зажинки» куклу-оберег, которую называют «жнива». Основа оберега — яблоневый сучок как символ плодовитости и здоровья. В каждой руке у куклы по мешочку — в одном соль, в другом зерно. А на спине — двое деток, мальчик и девочка. Считалось, что такой оберег поможет молодой женщине набрать от нивы сил и здоровья, чтобы в будущем мама и детки были здоровые, — подчеркнула Татьяна Жигалина. — Во время «Зажинок» к поясу оберега привязывали три колоска нового урожая. Кукла-оберег была символом не только женского здоровья, но и плодовитости земли-матушки».

На «Зажинках» женщины обязательно зажинали 9 снопов, потом ставили их в поле. Первый сноп неизменно украшали лентами и рушниками. «Такие небольшие снопы называли «бабками». Их собирали в один большой сноп, который уже называют «гаспадаром». После того как его украсили, женщины приносили хлеб, отламывали кусочек и клали внутрь — благодарность полю и земле за урожай», — отметила Татьяна Жигалина.

«Атрымаўся снапок — гаспадарок наш ясны,
Як месячык красны.
Яшчэ высшы ад плата
Ды даражэй за золата».

Работа в поле у женщин занимала первую половину дня. Потом по традиции около «снапа-гаспадара» обязательно садились обедать. «В поле с собой брали молоко, хлеб, сало, вареные яйца. Во время обеда песни пели — они всегда сопровождали наших предков, — рассказала Татьяна Жигалина. — Работа была очень тяжелой, а песни помогали поддерживать настроение. С песней в поле приходили, с ней же убирали, отдыхали тоже с ней».

В этом году свой первый сноп урожая женщины Могилевского района передали первому заместителю начальника управления по сельскому хозяйству и продовольствию Могилевского райисполкома Геннадию Давыдову. Женщины пожелали высокого урожая и здоровья всем, кто занят на уборочной.

«Это моя уже 38-я уборочная кампания. И каждый раз волнуешься, как все пройдет, каким будет урожай. Нам нельзя упускать время: работы в полях начинаются еще затемно. Ведь от того, как мы потрудимся, будет зависеть наш общий каравай, — поделился Геннадий Давыдов. — Начало уборочной — всегда праздник, венец всех предыдущих работ. В Могилевском районе традиция начинать уборку зерновых с «Зажинок». Не знаю, можно ли назвать нас суеверными, но ведь наши предки не просто так верили в это. Есть в этом какое-то таинство. И, конечно, здорово, что все это продолжает жить. Ведь это наша культура, наша история. Если не помнить и не чтить прошлого, успешное будущее не построишь».

21.07.2021.

На основе материалов БЕЛТА: https://www.belta.by/regions/view/reportazh-nazhnem-kopachak-jak-na-nebe-zorachak-kak-zazhinali-pervyj-snop-v-mogilevskom-rajone-451427-2021/

Поделиться

Добавить комментарий