Такого еще не было в мире: минчанин разработал уникальный прибор, благодаря которому слепые дети «видят» цвета

Уникальный проект «БелоникаАрт» супругов Сергея и Ирины Бондарович дает возможность незрячим детям заниматься живописью. 

Автопортрет цветом

Эти ребята незрячие с рождения. Они никогда не видели неба, солнца. Просто знают, что небо голубое, а солнце желтое. Они живут за чертой, где всегда темнота. Но их внутренний мир, эмоции и образы можно окрасить в цвет и перенести на холст. В этом уверены Сергей и Ирина Бондарович. И первые картины ребят подтверждают это.

Мы встретились в одном из классов специализированной школы № 188 Минска, где супруги проводят занятия. До этого они никогда не преподавали живопись, но у них есть искреннее желание открыть для незрячих детей неизвестный им мир цвета и красок.

За партами четверо ребят. Они немного волнуются, ведь не каждый день у них берут интервью. Сегодня ученики завершают работу над картинами, в которых рассказали о себе.

— Это красный, — называет Ваня цвет на холсте. И не ошибается. Помогает ему в этом маленький прибор, который закреплен на пальце. Рядом стоит Сергей с телефоном в руках. Секрет того, как «видит» Ваня, раскроем позже. А пока общительный бойкий мальчишка торопится объяснить выбор цвета.

— По натуре я активный и упорный, люблю движение, поэтому красный. Здесь черный, и вот здесь черный, — Ваня перемещает руку с прибором в другой угол холста и комментирует: — Он означает брутальность в моем характере, а еще такого цвета машины у мамы и папы.

За соседней партой Влад. Он перешел в девятый класс. У него свое представление о соответствии цвета и черт характера.

— Выбрал синий как символ спокойствия, красный — цвет уверенности, а желтый — позитива, — поясняет юный художник.

Аня еще в процессе написания. Но с цветом определилась сразу:

— Красный говорит о том, что я человек достаточно уверенный в себе, люблю кино, песни советских времен. Зеленый — что хочу быть полезной и всегда готова прийти на помощь. Синий — что я спокойная.

Это далеко не все участники проекта «БелоникаАрт». На сегодня уже 13 ребят пробуют свои силы в искусстве. А начиналось все чуть больше месяца назад буквально с пары ребятишек.

— Когда мы пришли со своей идеей в школу, некоторые родители скептически отнеслись к тому, что их дети будут изучать цвета и писать картины. Да и сами ребята боялись пробовать что-то новое, отказывались. Мы благодарны директору школы Наталье Валентиновне, которая поверила в нас и поддержала. Занятия бесплатные, все расходные материалы мы предоставляем детям тоже безвозмездно. Уроки проводим четыре раза в неделю. Один раз с младшей группой (там три девочки и два мальчика), со старшими встречаемся трижды. Ребятам, конечно, непросто, они задают много вопросов, но сколько у них радости, когда правильно определяют цвета! — улыбается Ирина.

В свете «Лихтара»

А теперь об устройстве. Его придумал и самостоятельно собрал Сергей. А идею создания подсказали собственные дети.

— У нас двое сыновей. У них синестезия — особенность восприятия, при которой воздействие на один орган чувств вызывает реакцию в другом. Отдельные звуки и даже слова окрашиваются в их голове в определенные цвета. И я подумал, что можно сделать наоборот — ассоциировать цвета со звуками, — делится историей автор проекта.

Устройство «Лихтар» состоит из микроконтроллера и датчиков распознавания цвета. Нужно лишь поднести его к поверхности холста или предмета, чтобы информация была считана. После расшифровки данных сигнал поступает в мобильное приложение. Как итог — раздается определенный звук в зависимости от цвета изученной поверхности. Приложение Сергей тоже написал сам.

— Всего «Лихтар» может распознавать 12 цветов. И у каждого своя мелодия. Только черный не имеет звучания. Пока учим с ребятами шесть основных цветов радуги, кроме голубого, а еще белый и серый, — поясняет Сергей.

Во время рисования прибор используется поэтапно. Когда краска подсыхает, можно проверить, какие области закрашены, какой цвет доминирует на той или иной части холста, какая площадь покрыта краской, и в зависимости от идеи картины скорректировать дальнейшие действия.

Сергей изготовил три устройства, используя 3D-принтер. Признается, что до серийного производства еще далеко — нужна доработка.

— Это, можно сказать, прототип устройства. Пока оно выполняет базовые функции. В планах доработка и расширение функционала, который позволит людям, потерявшим зрение, использовать «Лихтар» в повседневной жизни. Например, самостоятельно выбирать себе одежду в магазине, — поделился планами собеседник.

Ассоциации и абстракции

До этого и Сергей, и Ирина так близко не соприкасались с особенными детьми. Конечно, волновались, как выстроить доверительные отношения, ко всем ли удастся найти подход. Оказалось, напрасно.

— Они обычные дети, — улыбается Сергей. — Старшие не испорчены улицей, рассудительные, внимательные, немного закрытые и стеснительные. Но общий язык удалось найти со всеми мальчишками и девчонками.

— А младшие такие же непосредственные, как и их сверстники. Засыпают нас вопросами, всегда стараются тихонько держать тебя за руку. После занятий мы возвращаемся с мужем домой подуставшими, но довольными, — уверяет Ирина.

У руководителей проекта есть план и программа обучения. Но они готовы вносить коррективы на каждом уроке, чтобы сохранить интерес детей к живописи. Самым сложным оказалось объяснить детям цвета, они ведь их никогда не видели.

— Как описать незрячему желтый цвет? Мы говорим о море и теплом песке, о пшеничных полях и цыплятах. Можно ощутить, как песок струится сквозь пальцы. Можно вдохнуть запах злаков. Шелест осенней листвы — желтого цвета. Желтый — цвет радости, творчества, креатива. Желтый сияет на черном или фиолетовом фоне и растворяется на белом. Мы стараемся научить наших ребят понимать цвета через эмоции и тактильные ощущения, — рассказывает Ирина.

— И не поверите, мое отношение к цвету теперь изменилось. Оказывается, запах скошенной травы может быть зеленым, а фиолетовым цветом можно накрыться и видеть волшебные сны. И так каждое занятие. Я стараюсь передать часть своих знаний ребятам и сам открываю для себя новый удивительный мир, — добавляет Сергей.

На картинах ребят получаются абстрактные изображения. Да и как иначе, если они не всегда могут понять, какую форму имеет предмет и как сама эта форма выглядит. Они стараются запоминать мелодию цвета, закрепляют знания на каждом уроке, чтобы потом, применяя их, осознанно передавать на полотнах свои чувства, а возможно, и образы, которые у них в голове.

— У нас есть страничка в Instagram, там фотографии картин юных художников и видео. Мы зачитываем им все комментарии. Нет ни одного плохого! У ребят сразу повышаются самооценка и ощущение значимости. Это круто! И родители, которые сразу не поверили в нашу идею, в восторге, — рассказывает Сергей.

О перспективах

— Нам хочется развиваться и расти. В планах — к Новому году организовать выставку работ наших незрячих юных художников. Надеемся, что найдутся неравнодушные люди, которые помогут с помещением. Мы мечтаем, чтобы ребята стали известными, чтобы их картины продавались. Чтобы у нас появилась возможность создать арт-пространство, где незрячие люди смогут собираться вместе, общаться, заниматься живописью, — делится планами Ирина.

— «БелоникаАрт» — проект про искусство, современные технологии и возможность найти свое место в обществе. Мы считаем его очень важным для незрячих. Для таких людей это реальный шанс изменить жизнь к лучшему, стать социально активными, найти свое место в обществе. Было бы здорово, если бы они смогли путешествовать по миру со своими выставками и достойно зарабатывать, — считает Сергей.

Это все впереди. А пока дети удивляются, что мандарины — оранжевые, думают, что реки зеленые, и очень стараются открыть для себя новый мир, полный красок и необычных эмоций.

Какая помощь нужна проекту?

— Медийная поддержка. Подписывайтесь на группу проекта, лайкайте и комментируйте работы ребят, рассказывайте о проекте друзьям. Незрячим людям тяжело поверить в себя. Каждый комментарий мотивирует их, как никого другого, — отмечают собеседники. — Проект ищет площадку для организации экспозиции. После выставки картины можно будет купить. Деньги от продажи пойдут на гонорары незрячим художникам и развитие проекта.

Более подробную информацию о проекте можно узнать здесь и здесь.

19.10.2020.

На основе материалов minsknews.by: https://minsknews.by/takogo-eshhe-ne-bylo-v-mire-minchanin-razrabotal-unikalnyj-pribor-blagodarya-kotoromu-slepye-deti-vidyat-czveta/

Поделиться

Добавить комментарий