Начинали с молитвы и больше отдыхали, чем сейчас. Вспоминаем школьные порядки в XX веке

Какие школьные порядки существовали в прошлом веке.

Начинали с молитвы

В начале XX века было принято начинать учебный год после Успенского поста. Он длился с 1 по 14 августа, а 15 августа праздновали Успение Пресвятой Богородицы. Поэтому с 16-го числа можно было возвращать детвору за парты. Правда, многие гимназии переносили дату на неделю, давая своим подопечным из других городов время на то, чтобы приехать в Минск и успеть подготовиться.

Учебный год в мужской правительственной гимназии в 1913 году стартовал 22 августа. За парты сели 643 гимназиста. Все пришли в одинаковой форме. Даже вне стен заведения они обязаны были носить ее. Форма — суконная гимнастерка и брюки навыпуск, ременный кушак с посеребренной пряжкой, на которой нанесены выпуклые буквы «МГ», фуражка с кокардой из двух сложенных крест-накрест лавровых веток. Каждый гимназист имел свой паспорт. В дореволюционные времена им являлся дневник. Первым делом полицейский, встретивший на улице гимназиста, требовал у него этот документ. Открыв его, страж правопорядка сразу видел: перед ним нарушитель-прогульщик или честный школяр. Только с дневником разрешалось посещать театры и ездить домой к родителям. Пометка о дозволении на это делалась на специальной странице.

Учебный день всегда начинался с молитвы. Православные гимназисты ходили на нее в домовую церковь, которая находилась при учебном учреждении. Католики, иудеи и мусульмане собирались в классных кабинетах. Только после этого садились за парты. Обычно было пять занятий шесть дней в неделю. Правда, дореволюционные гимназисты куда чаще отдыхали, чем современные школьники. Каждый большой православный праздник — выходной. Причем Пасху отмечали целую неделю. К ним добавлялись важные даты царственного дома. Например, в 1894 году гимназисты не учились 30 августа в День перенесения мощей святого Александра Невского. Ведь этот праздник — день тезоименинства государя императора. Отдыхали 17 октября в честь Чудесного спасения их императорского величества. Гуляли и по случаю восшествия на престол Николая II, и в честь бракосочетания Николая II, и даже тезоименинства его братьев и сестер. В год набегало около 40 праздничных дней, не считая выходных.

Новая школа

Октябрьская революция полностью уничтожила старую систему образования. Появилась единая советская трудовая школа, введено совместное обучение, декларировано всеобщее бесплатное образование. Исчезли мужские и женские гимназии, церковно-приходские школы, реальные и классические училища. 10 лет школа искала свой путь развития. Дошло до того, что отметку для всего класса своим ответом зарабатывал один отвечающий — ученик-бригадир. Учебный материал группировался в трех блоках: природа, труд и общество. Не было привычных нам уроков математики или литературы.

Эксперименты в образовании прекратили вместе со свертыванием нэпа и стартом первой пятилетки. В августе 1930-го вышло постановление Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров «О всеобщем обязательном начальном обучении». По нему в 1930–1931 годы все мальчики и девочки в возрасте 8–10 лет, а также не посещавшие уроки старшие ребята садились за парты. Вводились единые начальные 4-летние школы на селе, а в городах 7- и 10-летки.

Тогда стало общепринятым начинать учебу после 1 сентября. Дело в том, что в СССР в эту дату праздновали Международный юношеский день. Молодежь могла сходить на митинги и демонстрации, а за парты садилась 2 сентября. Постепенно в 1930-е вернулись к проверенному временем формату организации учебного процесса. Его основой стала классическая дореволюционная гимназия.

С 5 сентября 1932 года ученики делились на классы, приходили на уроки в специализированные кабинеты, занимались по одинаковым учебникам. Но, в отличие от гимназистов начала ХХ века, им не требовалось ходить в обязательной форме постоянно, перед уроком молиться, зубрить латынь или греческий. Вернулся в ранцы и индивидуальный дневник. В конце учебного года каждого ждали экзаменационные испытания.

Стремительно возрос авторитет учителя. На уроках перестали озорничать. Правда, в прессе печатались критические заметки о том, что ученики ходили по школе в головных уборах, при встрече с преподавателем не здоровались, не давали пройти через толпу на коридоре.

В 1936-м юные минчане сели за парты вместе со всеми учениками Советского Союза. 1 сентября стало единым для всей страны днем начала занятий. Причем можно было встретить в стенах школ и бывших учеников, которых перевели в спецшколы, признав нервными или умственно отсталыми. В то время судьбу ребят решали педологи. Именно эти ученые психологи на основе тестов и наблюдений занимались формированием учебных групп. Они решали, кто по физиологическим, психическим, медицинским показаниям может и должен учиться, кто может находиться в коллективе, а кто нет. В итоге вся работа педологов свелась к тому, что детей с различными отклонениями в поведении попросту отдавали в спецшколы, чтобы они не мешали учебе. После того как 4 июля 1936 года постановлением ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» педологию признали лженаукой, всех деятелей убрали из учебных заведений. Спецшколы расформировали, а их воспитанников вернули в обычные классы. Газета «Рабочий» в номере за 2 сентября напечатала большой материал о том, за что в них попадали некоторые ребята. «Вова иногда приходил в школу в подавленном настроении, на вопросы отвечал невпопад. Вместо того чтобы найти причины плохого настроения мальчика (а они коренились в ненормальной домашней обстановке), так называемые педологи решили отправить Вову в специальную школу. Такая же участь чуть не постигла и другого мальчика того же класса Гришу Клейна, вина которого состоит только в том, что он плохо владеет левой рукой». Или: «не желая доискиваться причин мрачного и нервного состояния ребенка, «мудрые» педологи из Центрального детского диспансера направили его в школу для дефективных. Но ушел пьяница-отец, и Жоржик выздоровел без помощи педологов». Так родилась советская школа, в которой на первое место вышли педагоги и педагогика.

С букетом и ранцем

В послевоенные годы начала формироваться традиция празднования 1 сентября. Основное внимание — первоклашкам. Первый раз в первый класс! Это должен быть незабываемый и волнительный день. С 1958-го обязательной стала 8-летняя средняя школа.

Появились непременные атрибуты праздника: торжественная линейка, нарядные дети с букетами в руках, первый звонок. Преемственность поколений в виде будущего выпускника, несущего на руках первоклассника. Она сохраняется до сих пор.

Долгое время 1 сентября был неофициальным праздником для учителей, школьников и их родителей. Ему уделялось громадное внимание: покупали лучшие банты и рубашки, отпрашивались с работы, устраивали вечером застолье. 15 июля 1984 года 1 сентября стал официальным праздником — Днем знаний.

01.09.2020.

На основе материалов minsknews.by: https://minsknews.by/nachinali-s-molitvy-i-bolshe-otdyhali-chem-sejchas-vspominaem-shkolnye-poryadki-v-xx-veke/

Поделиться

Добавить комментарий